Духовные основы (часть 3)

Универсальность Православия

Вместе с тем эмигрантские мыслители, в том числе многие либералы, заново и порою с удивлением осознали, что на все «актуальные вопросы современности и общественности» в православном учении всегда и изначально имеется ответ. Поскольку всё рассматриваемое идейное творчество русской эмиграции происходило на основе православного мировоззрения — уместно отметить и открывшуюся при этом универсальность Православия, объемлющего и разрешающего все противоречия земного мира: между личностью и обществом, свободой и принуждением, смертностью человека и абсолютным смыслом его жизни; между миром, который «во зле лежит», и необходимостью делания добра в этом мире. Православие — это религия:

– предельно личностная, ибо проповедует путь личного спасения человека через стремление к совершенству — к раскрытию в себе «образа и подобия Божия»;

– предельно коллективистская, ибо указывает главное средство этого спасения и совершенствования: любовь к другим людям, вплоть до самопожертвования;

– предельно свободная, ибо мыслима лишь как свободное служение человека высшим ценностям — внутренним решением, через новое духовное рождение (для чего требуется огромное духовное усилие над «ветхим человеком» в себе — и такая победа над собой гораздо труднее и весомее, чем если выбить «око» или «зуб» у врага…);

– предельно дисциплинирующая и обязывающая человека следовать Истине — самой очевидностью Истины (познавший ее становится добровольным ее служителем: «рабом Божиим»); именно поэтому христианство распространилось по миру, а не потому, что обещало какие-либо материальные или социальные выгоды, скорее наоборот: это был путь жертвенности;

– предельно уважающая и раскрывающая величие человека как бессмертного существа, созданного по образу и подобию Божию; расширяющая границы человеческой личности за временные пределы жизни — до Царства Небесного. Лишь в лоне христианской культуры, преодолевающей антиномию между духом и материей по аналогии с неслиянно-нераздельной богочеловеческой природой Христа, облагороживаются такие земные природные явления как брак, труд, государство, вплоть до частной собственности, которая из природно-инстинктивной неизбежности сублимируется в духовную служебную ценность, превосходящую свое экономическое значение;

– и, наконец, это религия предельно справедливая, ибо мир устроен Богом так, что в конечном счете победит добро. Наша задача — понять, смысл идущей в мире битвы между добром и злом и занять в ней соответствующее место — от чего зависит наша посмертная судьба. Мы созреваем для этого всю жизнь и сделать это никогда не поздно: через второе рождение стать «рабом Божиим» — мужественным воином в битве против сил зла.

Эти особенности Православия разрешают и все другие антиномии несовершенного земного человеческого общества, неразрешимые в прочих идеологиях — ибо для решения необходимо осознать человека, общество и мир как духовное целое в глазах Божиих. Западное же разделение мира на автономные, независимые друг от друга сферы (религия, наука, искусство, власть) — лишь предлагает решать эти проблемы равнодушием к ним и к духовной основе мира. Всё это русская эмиграция в своей лучшей части осознала с предельной четкостью благодаря сравнительному опытному познанию трех соперничавших друг с другом общественных систем: демократии, коммунизма, фашизма.

источник: парус.руспол.инфо

+РУССКАЯ ИМПЕРИЯ+

https://RusImperia.org

#РусскаяИмперия